ГЛАВНАЯ  CТАТЬИ о П. Л. ПРОСКУРИНЕ Материалы по празднованию 80-летия П. Проскурина в Брянске

 

                                  Юлия БАЛАКИНА

 

  СЫН ЗЕМЛИ СЕВСКОЙ 

 

 

Как бесконечно тяжек зов вершин!

Но кто, когда сумел остановиться,

И кто на том пути не поспешил Перешагнуть последние границы...

Эти строки, завершающие стихотворение Петра Лукича Проскурина «Август» из цикла «Зов вершин», вошедшего отдельной главой в повесть «Порог любви», характерны и для всего творчества писателя. Понять глубинную суть самой жизн - одна из основных черт творческого поиска П.Л. Проскурина. И второй, главной особенностью творчества писателя является стремление создать сильные, крепки характеры, через которые можно выразить и суть жизни, и свое отношение к ней А большой жизненный и художественный опыт писателя позволял ему сказать утвердительно и то свое, выстраданное: «Как бесконечно тяжек зов вершин!». И, несомненно, не менее «бесконечно тяжек» был творческий путь писателя к этим вершинам...

В одной из бесед с журналистом « Литературной газеты» П.Л. Проскурин говорил: « Я, быть может, поставил перед собой непосильную задачу - дать средней полосе Нечерноземья, из которого я вышел, крупный, обобщенный характер, и через него проследить те изменения, какие он претерпел на протяжении последних лет...».

Э Вехи писательской биографии в поисках художественной истины играют в этом не последнюю роль.

Петр Лукич Проскурин родился 22 января 1928 года в поселке Косицы. Как он сам пишет в книге «Порог любви»: «... на свет появился в коростовском селе Косицы, своеобразном порождении столыпинской реформы: из перенаселение о большого села Коростовки двум десяткам крестьянских дворов нарезали землк,, они расселились в двадцати километрах от деревни, каждый на своем участке... Родился в тот год, когда в нашем поселке организовался колхоз; из рассказов бабушек и своей матери я знаю, что в годовалом возрасте, научившись ходить, упал на чугун с кипятком, обварил весь правый бок, всю руку, и меня едва- едва отходила бабушка Пелагея какими - то особыми снадобьями из одной ей ведомы трав, кореньев и конопляного масла...». Несколько детских лет Петр Лукич прожил в Севске. «С тридцать четвертого года мы уже жили в Севске, в каменно доме бывшего колбасника Носова с каменным же и холодным подвалом... В Севске я пошел в первый класс, и учительницей у нас была Александра Митрофановна Андрианова. Она жила на одной из самых тихих улочек возле сквера на берегу реки Сев и навсегда пристрастила меня к чтению... Все шло своим извечным порядком, но вот наступил час, и незыблемый, казалось, порядс жизни был молниеносно разрублен, разорван, смят; для всех нас, для взрослы* и подростков, начался иной отсчет времени. В тот страшный сорок первый год, е пору насилия и безграничного унижения, все боялись лишний раз выйти па улицу. От того времени у меня сохранилось, пожалуй, всего лишь одно светлое воспоминание. Как-то я спешил домой, стараясь поспеть засветло, и неожиданпс увидел перед собой знакомую фигуру. Взглянув, я остановился, скрывая лицо, опустил голову: я судорожно старался удержать неожиданные слезы. Это была


 

моя первая учительница Александра Митрофановна. Именно в тот вечер что-то случилось со мной, что-то открылось в душе, и пришло острейшее чувство освобождения, отпущения, и было это связано с человеком, которого одного, кроме матери, я любил, быть может, больше всех остальных на свете...».  После освобождения Брянщины от гитлеровских захватчиков П.Л. Проскурин трудился в колхозе. О той поре своей жизни он пишет: «Все эти годы - работа, работа, работа крестьянская, когда не считали времени и сил, и все - таки по вечерам -песни и гармошка. А с самого начала, когда немцы были разбиты на Курской дуге и мы вернулись в поселок, жили в немецких землянках. Вокруг брошенные мины, снаряды, разбитые танки, гранаты, на десятки километров минные поля и ряды колючей проволоки...». Из колхоза Петр Лукич уехал в п. Пальцо, что под Брянском, трудился на торфоразработках. Потом служба в Советской Армии. Демобилизовавшись в 1954 году, по оргнабору будущий писатель отправляется на Камчатку. Кем только не пришлось ему быть: лесорубом, сплавщиком, шофером, строителем, печником...

В 1958 году в газете «Тихоокеанская звезда» был опубликован первый его рассказ «Цена хлеба», и с тех пор судьба П. Л. Проскурина тесно переплелась с журналистской работой в газете, что дало возможность чувствовать живое дыхание страны, насущную потребность дня, ту социально- нравственную атмосферу времени, ощущение которой не позволяло терять горизонты происходящего в стране. Впоследствии было выпущено еще много романов, повестей и рассказов. За каждой книгой писателя - огромное напряжение, духовное и физическое: «Образ героя, - говорит писатель, - рождается в душе, как в поле из зерна вырастает полновесный колос. Поле- ведь это и есть душа писателя, и она, разумеется, должна соответствовать герою, питать его соками...». Центральным произведением в творчестве П.Л. Проскурина по нраву можно назвать трилогию: «Судьба», «Имя твое», «Отречение», работа над которой шла в течение нескольких десятилетий. Первые две части появились в 1972- 1977 г. г., последняя часть была написана в конце 80-х годов. Следует признать, что книги 11роскурина стали явлением в нашей литературе 70-80-х годов, они экранизированы, за первые две части трилогии автору была присуждена Государственная премия РСФСР имени A.M. Горького. Основное внимание в трилогии писатель уделяет изображению судьбы Захара Дерюгина, центрального персонажа произведения, буденновского бойца, председателя колхоза в пору коллективизации, солдата, шесть раз бежавшего из фашистского плена, узника концлагеря, наконец, высланного в Кибратский леспромхоз на Каму. Судьба героя сливается с судьбой всего народа, с судьбой Родины. В художественной ткани романа философски осмысливаются события 30-х годов, драма Великой Отечественной войны, послевоенное время, вплоть до 80-х годов 20 века. Композиционное единство трилогии придает история одной семьи - семьи Захара и Ефросиньи Дерюгиных с их детьми, внуками, каждый из которых нашел свою дорогу в жизни: дочь Аленка - врач, сыновья Иван и Егор - колхозники, сын Николай - ученый и космонавт. Все они, начиная с бабки Авдотьи и кончая внучкой Ксеней, вступают в сложные взаимоотношения с родственниками, с единомышленниками и врагами. На страницах романа встречаются колоритные


 

фигуры крестьян и рабочих, инженеров и врачей, ученых и художников, солдат и партизан.  Можно согласиться с мнением критика В.Чалмаева, который увидел характерную особенность проскуринской прозы в том, что «главное направление морального восхождения его героев не в умалении до простого человека, не в существовании «над народом», а в своеобразном превращении человека из народа в символ всего народа, в гиперболизации всех возможностей, качеств человека по меркам народа. Это происходит и с Захаром Дерюгиным, мужицким Прометеем, и с его женой Ефросиньей, превращающейся не просто в мать своих и приемных детей, а в мать скорбящую». П.Л. Проскурин создает образы -ориентиры, наделяя отдельного человека нравственным опытом поколений, сверхличной мудростью. Нужно отметить, что в конце 80-х годов вокруг романов писателя развернулась целая дискуссия в среде критиков. В связи с общей переоценкой ценностей, резкой  критике были подвергнуты и прежние авторитеты, и прежние идеалы советской эпохи. Имя Петра Лукича Проскурина было оболгано, стало едва ли не синонимом художественной беспомощности и позора. Для писателя наступила нелегкое время, но и здесь мужество не изменило Петру Лукичу. В отличие от многих своих коллег, он остался верен себе, своим взглядам на русского человека, на его прошлое и будущее. И время все расставило на свои места. Его произведения, как и художественные фильмы, созданные по романам «Судьба», «Имя твое» режиссером Евгением Матвеевым, находят широкую аудиторию поклонников и почитателей.

Осмысление процессов, происходящих в истории России конца 20 - i о века, нашло свое отражение в последнем произведении П.Л. Проскурина, романе «Число зверя». Юрий Бондарев, считая все произведения писателя выдающимися называет этот роман «самым настоящим шедевром». «Ибо, чтобы проникнуть в психологию разных людей общества, надобно иметь не только талант, а нечто высшее». Роман «Число зверя» - самый сложный по композиции, самый необычный по форме и самый захватывающий по сюжету роман мастера. События происходят в России в начале 80-х годов. Основное действие разворачивается в Москве. В этом городе, как отмечает автор, переплетаются различные типы людей, которые породил 20-й век. Это «целые элитарные сословия партийных, комсомольских, профсоюзных и прочих чиновников, все всегда знающих и оттого всегда указывающих, как нужно жить и развиваться целой стране, и все более глухо отгораживающихся от остального народа». В книге этот тип людей представлен, прежде всего, образами Брежнева, Суслова, Косыгина, Андропова. На другом же конце социальной лестницы появились таки типы людей: «они, как правило, нигде и никогда не работали, хотя всегда могли прикрыться видимостью работы; они по всем законам природы, не могли жить, однако они жили, и часто даже неплохо; они не относились к уголовному подполью, всегда имеющему место в любом крупном, уважающем себя городе, тем более в столичном, но именно на этот слой и выпадала важнейшая роль - бьп своего рода смазкой всего нейтрального поля, в котором и гасились враждебные действия и эмоции двух всегда непримиримых категорий, рожденных властью, защищающей саму власть законов, и противодействующих им сил. I [редставите; этого мира- один из главных героев произведения - Сергей Романович Горелов.


 

Молодой человек, очень красивый, коренной москвич. Он был своим среди артистов, художников, журналистов, известен и уголовному миру. «Никто не знал, где он работал и как он жил, но он жил и даже хорошо жил». В центре сюжета- отношения Горелова с известной актрисой Академического театра Ксенией Васильевной Дубовицкой. Эта женщина неожиданного таланта и красоты. «  За ней чувствовалась глубокая, влекущая и дразнящая тайна-увидев ее хоть однажды на сцене, о ней начинали мечтать и прыщеватый юнец, и почтенный седовласый муж, давно погруженный своим возрастом в спокойное и мудрое равнодушие к женским чарам и прелестям ... А что уж говорить о зрелых, полных сил мужчинах, водящихся в столице в изобилии и даже в избытке? Герои полюбили друг друга с первого взгляда. Она, в свою очередь, потянулась на непреодолимый зов, и все в ней смешалось и рухнуло, и невозможное стало реальным, необхс димым и мучительно простым ... В лирике этого одуревшего от внезапно вспыхнувшей страсти молодого незнакомца к ней пришло спасение и сопротивляться стало бессмысленно и невозможно».

Но счастье не могло быть долгим, ибо Ксения - любовница генерального секретаря ЦК Л.И. Брежнева, кроме того, она является обладательницей древнего амулета, одного из самых дорогих в мире черных бриллиантов под названием «Черный принц». « Там, где появляется этот роковой камень, тотчас начинаются самые тяжелые бедствия, войны, мор, кровь- целые моря крови... Об этом знали посвященные люди и много раз пытались сатанинский камень уничтожить. И он каждый раз исчезал в самый неподходящий момент». В more Горелов находит Ксению в ее квартире зверски убитой.

Кроме любовной линии, в романе затронута тема власти, сложных отношений власти и народа, роли личности в истории. В этом плане знаменателен эпизод мистической встречи Брежнева с умершим Сталиным (причем, если это- видение, то его не должны были бы видеть молодые курсанты у дверей мавзолея). « Оба (курсанты) ощутили отяжелившую сердце и мешавшую дышать тишину, плотной волной накрывшую Красную площадь, Василия Блаженного, Москву и распространявшуюся все дальше и дальше ...»

Брежнев всматривается в преобразившуюся площадь и видит рядом с древним собором поднявшийся на своем старом месте храм Христа Спасителя. Рисуется жуткая картина: в зловещей тишине на площадь вливаются бесчисленные людские массы, среди которых Брежнев со Сталиным узнают Кирова, Берия, Ворошилова, Молотова, Калинина, Троцкого, Ленина. Брежнев видит самого себя, идущим рядом с Троцким и Лениным, ему кажется, что это знак, что «судьба дарит ему редкую возможность соприкоснуться с самой вечностью, заглянуть в ее сокровенную тайну, за черту небытия». На площадь начинаю! выкатываться «человеческие скопища с лопатами, ломами, топорами в руках; мешая друг другу, толпы людей толкали перед собой тачки и вагонетки; исхудалые до костей, с провалившимися глазами». Звучит безбрежный, раскатистый смех «над Кремлем, над Москвой, над всей Землей, и от этого волосы на голове Брежнева встали дыбом».

« Проходят сотни тысяч расстрелянных от Петрограда до Магадана в подвалах ЧК, соловецкие лагеря с их подразделениями». «Они шли с


 

раздробленными затылками и переломанными в пытках руками и ногами, с перебитыми позвоночниками, с вывороченными суставами, и в глазах у них сиялс безумие восторга от совершенного ими ...» Проскурин изображает Сталина, пришедшего к пониманию сущности власти, ее губительного начала. (« Попытаться встать над человечеством, высасывая из собственного пальца различные химические идеи и теории, а всю черную, тягловую работу свалить на других, откинуть весь опыт тысячелетий, отринуть самоё природу человека, заставить его жить вопреки законам самой материи, самого космоса, - разве это не проституция, не преступление?»)

В произведении звучит тема поиска смысла жизни, связанная с образом отшельника отца Арсения. Этот человек, в прошлом физик ( « без малого академик и Нобелевский лауреат, истинный ученый с задатками гения»), работавший на каком — то секретном объекте,и вновь все с того же извечного рубежа начинал свой путь, привычно шел дальше, и вел его тоже кто - то неведомый, хорошо знавший, куда вести, и нужно было только не протестовать и слушаться, - с каждым новым днем росло чувство нетерпения и благостного ожидания, приближалась заветная цель, некий предел: перешагнув его, он дол же j будет войти в совершенно иной мир обретения и душевной благости ...» Этот человек сыграет свою роль в жизни Сергея Романовича Горелова. В беседе с ним отец Арсений говорит, что Бог - в обретении своей души. Один раз он приходит i Сергею в образе его умершей матери, в другой - в образе самого Горелова, но совсем маленького, лет четырех или пяти, и говорит пророческие слова.

Завершается роман сценой похорон Брежнева. Можно сказать, что в произведении три финала:  1) завершается линия Брежнева (его смерть). 2) Лини; странника Арсения, «он пока ничего не обрел и не отыскал в живых и теперь своим обострившимся инстинктом, вернее, страдающим духовным чувством определял по непрерывным сигналам и зову из прошлого одному ему ведомый путь обретения утраченной души... Его душой стала дорога, бесконечная и неизвестная.» 3) Линия Горелова ( когда описывается погребение Брежнева, как бы вскользь упоминается о том, что возле ГУМа стоит человек в длинном плаще Сергей Романович Горелов, оказавшийся в эти дни в Москве - таким образом, mi узнаем, что герой остался жив и он на свободе).

Книги П.Л.Проскурина отражают глубинные настроения и чаяния народа, егс душу и характер. Начало нового тысячелетия писатель отметил выходом в свет новой книги «Мужчины белых ночей», которая включила в себя семь неболыш повестей, точно отразивших духовные перемены в нашей жизни, что позволяет говорить об острой современности писателя. И в новых произведениях П.Л.Проскурин остался верен себе, своему творческому кредо: писать только правду о радостях и страданиях своего народа, из глубины которого он вышел.

Вне всякого сомнения, творчество П.Л.Проскурина представляет собой одну из самых выдающихся страниц великой русской культуры конца 20 - начала 21 века. И хочется верить, что будущее России будет освещено сильным и мощным светом его таланта:

... Снег на закате вешнем голубой,

 А на восходе небывало розовый -


 

Благослови меня своей судьбой. Родимый край,

душой своей березовой...

 

 

 Юлия Балакина,

ученица 11 класса , лауреат районного конкурса сочинений , посвященного 80-летию со дня рождения П.Л. Проскурина,

Севск